Первая образовательная Блог

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НА МЕЖДУНАРОДНОМ ЛИ УРОВНЕ?

Рособрнадзор сообщает, что в апреле 2021 года в России запланировано проведение двух крупных исследований качества образования школьников: PIRLS-2021 и апробационный этап PISA-2022.


🔎 Международная программа по оценке качества обучения PISA (Programme for International Student Assessment) проводится раз в 3 года, начиная с 2000 г., и проходит под патронажем Организации экономического сотрудничества и развития. Цель этого масштабного тестирования – провести оценку грамотности 15-летних школьников в разных видах учебной деятельности: естественнонаучной, математической и читательской.

- Естественнонаучная грамотность состоит в способности к пониманию окружающего мира, его проблем и возможностей. Школьник делает выводы из собственных наблюдений и поставленных им же экспериментов. Видит последствия для окружающей среды решений и действий, совершенных человеком. Учится самостоятельно принимать решения на основании сделанных им же выводов.
- Математическая грамотность заключается в том, насколько ребенок понимает ценность математики в мире, использует ее для решения своих жизненных задач.
- Грамотность чтения – способность реагировать на тексты, использовать их содержание для своего развития и достижения целей.

А тестирование PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) Направлено на то, чтобы оценить качество чтения и понимания текста у школьников. Оно показывает различия в национальных системах образования. Исследование PIRLS проводится раз в пять лет, и проходило уже четыре раза: в 2001, 2006, 2011 и 2016 годах.

✍🏻 В апреле 2021 года в России в рамках подготовки к основному этапу PISA-2022 проводится апробационный этап исследования. В выборку для апробации вошли более 3000 учащихся из 58 образовательных организаций Москвы, Вологодской, Рязанской, Московской и Орловской областей. Основной этап исследования пройдет в апреле 2022 года. Итоги основного этапа исследования PISA-2022 будут официально объявлены в декабре 2023 года.

Позиции России в этих международных рейтингах остаются пока невысоки. Скажем так «в середине турнирной таблицы». Эксперты трактуют результаты по-разному. Кто-то связывает это с низким уровнем жизни в стране в целом. А кто-то и с несовершенством самих тестов. Например, многие интерактивные творческие задания, могут иметь более гибкую систему ответов. В нескольких заданиях подобного типа эксперты заметили ошибки: разработчики попросту не смогли предвидеть другие (тоже правильные!) варианты решения тестов.

Галина Ковалёва, координатор PISA в России, отмечает: низкие результаты теста в нашей стране связаны с тем, что учителя превосходно обучают предмету, однако не замечают, как знания по этому предмету усваивают отдельные ученики в классе. Кроме того, Ковалёва говорит, что российская система образования заметно отличается, например, от финской (а Финляндия почти всегда лидирует в PISA). У нас существуют целые школы для способных детей, но при этом отстающие ученики оказываются совершенно «заброшенными». В Финляндии же нет «лицейских» классов и школ «с уклоном»: одарённым школьникам разрешено заниматься самостоятельно, а для отстающих разрабатываются специальные индивидуальные программы обучения.

Вопрос о том, проводить ли вообще эти тесты, не стоит. Ведь PISA направлены не просто на оценку достижений учеников, а на выявление слабых мест в системе школьного образования страны в целом. Тестирование позволяет понять, какая страна будет более конкурентоспособной в будущем за счёт потенциала подрастающего поколения.

⭐ «Первая образовательная - помогаем тем, кто учит!»

📞 8 800 775 48 59

#перваяобразовательная #курсыдляучителей #обучениепедагогов #курсыдляпедагогов #курсыдляучителей #1academy