Первая образовательная Блог

ТЬЮТОР В ШКОЛЕ. КТО ОН?

Первый Академический блог ✒

С английского «tutor» переводится как «наставник, опекун». Как бы ни пафосно это звучало, но его задача – помочь ребенку найти свое место в жизни.

В России понятие «тьютор» появилось в 2008 году. Хотя в целом, в мире оно известно еще со Средних веков. Историки полагают, что тьюторы появились в английских университетах Кембридже и Оксфорде в ХIII-XIV веках. За каждым студентом закреплялся индивидуальный консультант, тьютор, который давал ему советы по выбору курсов, обучению, поведению.

Несмотря на то, что у нас это слово ранее было практически не известно, функции тьютора так или иначе выполняли гувернеры в богатых семьях, монастырские наставники в дореволюционной России. Ну а репетиторов, существовавших во все времена — можно с уверенностью называть именно тьюторами.


👉🏻 ЧТО ДЕЛАЕТ ТЬЮТОР?
Тьютор может курировать развитие одновременно 5-6 своих подопечных. И ведет он их много лет, зачастую с раннего детства и до самого выпуска. За это время тьютер устанавливает не только доверительные, но и очень эффективные отношения с ребенком, что позволяет им совместно выработать индивидуальную программу обучения с учетом всех особенностей ребенка: физических, интеллектуальных, психологических.
Часто функции тьютора воспринимаются неверно, слишком узко, как помощника в обучении ребенка с особенностями развития в инклюзивной школе или детском саду. Безусловно, детей с ограниченными возможностями здоровья нужно курировать, — и эту функцию часто выполняют тьюторы, — но на деле область их деятельности значительно шире.
Тьюторы могут и должны заниматься не только с отстающими, но и, наоборот, с талантливыми детьми, для которых стандартная программа настолько проста, что они теряют к ней интерес, что может негативно сказаться на всей их судьбе в дальнейшем. В этом случае для учащегося разрабатывается программа, учитывающая его способности.
Бывают и дети, которым сложно находить общий язык со сверстниками или педагогами, и это тоже влияет на процесс обучения. Помощь тьютора, выработанная им совместно с ребенком тактика поведения должны снять проблему.

Но и это еще не все. В идеале тьюторство — это в первую очередь сопровождение индивидуальной программы развития, а не освоение программы обучения. Такая программа нужна любому ребенку, в том числе тому, который не испытывает проблем с учебой.
Именно тьютор должен помочь учащемуся оценить свои способности, понять свои интересы, вычислить «плюсы» и «минусы» и на основании всего этого построить такую программу обучения, которая будет интересна и комфортна именно для этого человека и даст максимальные результаты в его дальнейшей жизни.

👉🏻 ТЬЮТОР В ШКОЛЕ
В системе среднего образование с работой тьюторов знакомы, в основном, в инклюзивных школах, учреждениях для одаренных детей и инновационных учебных заведениях. Также тьюторы работают с детьми, находящимися на домашнем обучении.
Считается, что этими случаями необходимость в составлении индивидуальных планов обучения и развития для школьников ограничивается. Это неправильно и несправедливо. И в обычной школе все дети разные, и каждому из них совсем не помешает наставник, который поможет им осознать и раскрыть свои таланты, направит его развитие по пути наибольшей эффективности. Особенно это актуально для старшеклассников, стоящих перед ответственным выбором будущей профессии.

👉🏻 Кроме того, тьютор в школе:
• помогает адаптироваться в травматичной для ребенка ситуации перехода из ДОУ в школу и дальше: из начальной школы в среднюю, старшую, в ВУЗ;
• способствует установлению контактов со сверстниками;
• учит адекватному восприятию возникающих в ходе обучения проблем и методам их оптимального разрешения;
• составляет индивидуальную программу обучения и контролирует ее выполнение.

И именно тут возникает главная сложность. В инновационной, коррекционной школе или на домашнем обучении индивидуализация программ обучения обусловлена самой системой, — а что делать в обычной школе, где все учащиеся должны пройти определенную программу и сдать стандартные тесты? Готовы ли школы к тому, чтобы повсеместно вводить тьюторов, а значит, и индивидуализировать образование для каждого ребенка?
Однозначного ответа на эти вопросы пока нет. Но есть понимание того, что российское образование постепенно уходит от «уравниловки» и настраивается на построение системы открытого образовательного пространства, для чего: расширяет число направлений обучения и контингент обучающихся; разрабатывает новые образовательные технологии; выстраивает межпредметные связи.

Именно в этой системе — не ограниченной жестко единой для всех учебной программой, а построенной с учетом различных образовательных запросов, — индивидуализированные программы обучения наиболее востребованы. Это мировая практика, и нам от нее не уйти.

⭐ «Первая образовательная - помогаем тем, кто учит!»

📞 8 800 775 48 59

#перваяобразовательная #курсыдляучителей #обучениепедагогов #курсыдляпедагогов #курсыдляучителей #1academy